На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Константин Самарин
    "Бизнес против коррупции"- это как "Пчёлы против мёда"!!!😆ЦОП «Бизнес проти...
  • Вячеслав Денисов
    Если преследование признали незаконным, то нарушителей законов надо привлекать к ответственности! Полицейских, следов...Благодаря содейст...
  • tsan tsan
    И этот про миграцию. Да , мигранты в экономике нужны, но в экономике, а не праздношатающиеся на просторах России. Есл...Борис Титов: Для ...

Борис Титов предложил рецепты роста российской экономики  

 

15 мая на пресс-конференции в агентстве ТАСС Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей, Председатель Наблюдательного Совета Института экономики роста им. П.А.Столыпина Борис Титов представил ключевые параметры «Дорожной карты устойчивого роста несырьевого сектора экономики». Документ был разработан межведомственной рабочей группой по поручению Президента Российской Федерации.

В пресс-конференции также приняли участие директор Института экономики роста им. П.А.Столыпина Анастасия Алехнович, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

По словам Бориса Титова, главной предпосылкой для разработки «Дорожной карты» стали выводы экспертного анализа о текущем состоянии и общем векторе развития российской экономики.

По оценкам экспертов, сегодня российская экономика фактически находится в состоянии рецессии. Ее главными «двигателями» остаются сырьевой экспорт и потребление домашних хозяйств. В 2018 году из 2,3% роста российской экономики львиную долю обеспечил экспорт сырья и потребление домашних хозяйств, большая часть которого обеспечена не ростом доходов, а новыми потребительскими кредитами.

Несмотря на рост сырьевых цен, с 2016 года реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 1,8%, номинальный курс рубля снизился на 12,8%, а рост ВВП не превысил 4%. Более того,  даже при номинальном росте ВВП число рабочих мест в экономике страны за период 2011-2017 годов сократилось почти на 10%.

Эксперты констатировали, что политика макроэкономической стабилизации Правительства не ведет к возобновлению экономического роста. При фактическом отсутствии альтернативных источников дохода, профицит бюджета и высокие резервы, российскую экономику от системного кризиса не спасут.

Борис Титов подчеркнул, что при инерционном правительственном сценарии развития российский ВВП может вырасти к 2035 году в 1,5 раза. За это время в мире при аналогичных сценарных условиях ВВП вырастет в 4 раза, а российская экономика уже к 2023 году станет только 7-й экономикой мира, уступая даже Индонезии. «Более того, очень сомнительно, что предлагаемые программы позволят выполнить KPI из Указа Президента РФ и Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. Для реального решения этих задач нам надо расти темпами 5-5,6% в год  до 2024 г», – отметил он.

Проблемы выхода национальной экономики из рецессии имели место во многих странах мирах и на разных этапах экономического развития. В международной практике наработан довольно богатый опыт структурного изменения государственной экономической политики и перехода от модели, провоцирующей стагнацию, к модели, обеспечивающей рост. Эксперты проанализировали ключевые экономические стратегии крупнейших экономик мира, которые во многом схожий характер. Международный опыт был использован и при  подготовке Дорожной карты с учетом особенностей существующей структуры отечественной экономики и наших возможностей пространственного развития.

Документ определяет набор из 9 приоритетных секторов-локомотивов экономики, обладающих наибольшим мультипликативным эффектом для развития в целом. Программу по стимулированию их развития предлагается реализовывать на базе пилотных проектов региональных и межрегиональных производственных кластеров, как отправных точек роста. По словам Бориса Титова, отличие кластеров  от форматов особых экономических зон и территорий опережающего развития состоит в том, что в их основе лежит принцип объединения участников в соответствии с цепочками кооперации и отсутствие жесткой географической привязки к одной площадке. Для бизнеса использование кластеров означает экономию затрат и снижение издержек за счет эффективной кооперации участников. Для территорий – открывает возможности, как для общего повышения инвестиционной привлекательности, так и для ускорения развития малого и среднего предпринимательства.

В свою очередь, Александр Широв в своем выступлении отметил, что все девять секторов-локомотивов имеют свою специфику, но, по всем секторам, с учетом применения предлагаемых мер стимулирования, можно определить конкретные и вполне достижимые в среднесрочной перспективе, результаты, а также ожидаемые результаты для национальной экономики в целом. «Если говорить об общих ожидаемых результатах реализации дорожной карты в период до 2025 года, то эксперты оценивают рост добавленной стоимости на уровне 81%, увеличение числа рабочих мест на 42% и рост средней производительности труда  на уровне, превышающем 58%. При этом рост ВВП должен достичь 5% в год», – сказал Александр Широв.

По мнению Бориса Титова, базовые инструменты для обеспечения роста экономики России аналогичны международной практике и давно обсуждаемы. Доступ к капиталу, стимулирующая налоговая политика, разумная система тарифов, умеренно заниженный валютный курс, подавление только «немонетарной инфляции», сокращение регуляторных издержек, стимулирование спроса, обеспечение экономики профессиональными кадрами. Но проблема в том, что в рамках существующей бюджетной и денежно-кредитной политики, главная цель которой  обеспечение доходов государственного бюджета в ущерб бюджетов домохозяйств и компаний, запустить устойчивый экономический рост практически невозможно. Вместе с тем она может и должна расти темпами выше 5% в год.

Для этого Правительство и ЦБ должны изменить приоритеты, сделав главным экономический рост в несырьевом секторе. Для этого нужен набор мер стимулирования инвестиций и снижения административного регулирования двух уровней: общесистемного и секторального. «Он не  потребует неподъёмных для бюджета финансовых ресурсов и не создаст дополнительных рисков для экономики. Но именно эти меры, предложенные в Дорожной карте, причем только в формате комплексного применения, позволят  кардинально изменить сырьевой характер российской экономики, сделать ее диверсифицированной, технологически современной, конкурентной. Создать миллионы новых современных рабочих мест в устойчиво растущем несырьевом секторе и поднять качество жизни в стране до лучших мировых стандартов», – заявил Борис Титов.

Общественное обсуждение «Дорожной карты устойчивого роста несырьевого сектора экономики» состоится на Втором Столыпинском форуме «Стратегии для России», который пройдет 22-23 мая 2019 года в МГИМО.

Сообщение Борис Титов предложил рецепты роста российской экономики   появились сначала на Бизнес-Омбудсмен.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх